четверг, 15 апреля 2010 г.

перечитывая классику...

вчера до двух ночи мучилась от простудной слабости и перечитывала классику - Максима Горького "На дне".
сразу вспомнилось, каким ужасом  для меня были уроки литературы в школе, как меня заставляли родители читать книги по программе, как сложно тогда было анализировать прочитанное, искать скрытый автором смысл и как невозможно было писать сочинения без сборников "лучших" сочинений по школьной программе.
чООООрт, если бы я писала эти сочинения сейчас...
вообще, вчера читая эту пьесу я стала представлять себя режиссером. будто бы мне дали возможность поставить спектакль, донести до зрителя и классический смысл и, в тоже время, сдобрить его своим прочтением произведения, внести в ход повествования что-то новое...
перед глазами сразу возникла темная, грязная ночлежка, люди, уставшие от жизни, этой жизнью не принятые или даже не пытавшиеся в нее вписаться, люди серые внешне и темные внутри.
не знаю, помнишь ли ты мой дорогой читатель фабулу пьесы...если нет - я напомню.
ночлежка, отбросы общества - бывший актер, бывший дворянин, подмастерья, сильно больная женщина, и супружеская пара владельцы ночлежки появляются в первых и вторых актах. автор показывает степень отвергнутости этих людей обществом и их абсолютное нежелание что-либо менять в своей жизни.
вдруг, появляется старил Лука, чьи реплики в наше время стали крылатыми фразами,  наполненными каким то особым, порой даже библейским смыслом.
он всем помогает, всем готов помочь, он пытается своими фантастическими, порой нереальными рассказами показать этим потерянным в жизни людям, что есть жизнь, есть возможность выкарабкаться, встать на ноги, снова ощутить себя нужными и полезными.

сегодня я специально посмотрела что пишут о его образе в критике.
Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

а мне показалось, что Лука вообще не существует. его нет, никто из действующих лиц в пьесе его не видит, а только слышит некий голос, который способен или поддержать, или дать надежду на лучшее, на жизнь в лучших условиях, на здоровье и на любовь.
быть может образ Луки, в какой то степени  Господь Бог, так или иначе живущий в каждом из нас? в трудные минуты (как с Анной, женщиной лежащей на смертном одре) этот голос поддерживает, давая надежду на покой и умиротворение в Раю...или уговаривающий спившегося человека пойти лечиться от алкогольной зависимости, или внушающий молодому парню взять волю в кулак и уйти из страшных стен ночлежки?

короче говоря, если бы я была режиссером этой пьесы, то количество действующих лиц на сцене было бы "минус один" по сравнению со списком Горького, но голос Луки постоянно был бы слышен в зале, и  его не материализованный образ стал бы центральным.
и быть может фразой Луки: "Человека приласкать — никогда не вредно... Жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел..." я бы закончила спектакль...